Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Момент истины

Роман Гусаров
31 мая 2006 года


17 июня 2006 г. последний сохранившийся в первозданном состоянии Ту-144 будет распилен на металлолом. Эта новость "полоснула ножом по сердцу". Как же так? Когда же мы перестанем быть "Иванами не помнящими родства"? Это же часть национального достояния и уникальное творение человеческой, конструкторской мысли.

Услышав этот "крик души" наших ветеранов, легендарных лётчиков-испытателей, я не раздумывая поехал в Жуковский на брифинг с участием Героев СССР и России.




Оказалось, что сегодня последний серийный Ту-144 (б/н 77115) находится в собственности компании по переработке вторсырья. Как же попал этот самолёт в руки утилизаторов? В период реорганизации ОКБ Туполева одной из составных частей программы была и реализация имущества. Самолёт был продан, затем перепродан. Нынешними владельцами Ту-144 была заявлена сумма выкупа самолёта в 10 млн. рублей. Отсрочка действует до 17 июня. По указу губернатора Московской области Бориса Громова владельцам самолёта было перечислено 3 млн. рублей. Дополнительные средства аккумулируются в "Клубе Героев г. Жуковского". Если до оговоренной даты вся сумма не будет уплачена, то переведённые деньги будут возвращены, а самолёт пойдёт "под нож".

"Клуб Героев г. Жуковского" яростно борется за спасение самолёта. Его членами являются и легендарные лётчики-испытатели Ту-144. "От нас зависит, чтобы символы славы, ума и таланта народа России не повторяли судьбу проданных за гроши шедевров искусства, взорванных храмов или затопленной станции "Мир", - говорит председатель клуба, Герой России Геннадий Григорьевич Ирейкин.




Обращение объединенного экипажа испытателей легендарного самолета Ту-144
к гражданам России, к государственным, общественным и коммерческим
организациям, к редакциям СМИ.

Уважаемые сограждане, друзья!

Тревогой о судьбе двух последних из сохранившихся в России самолетов Ту-144 продиктованы эти строки. Попытка нынешних владельцев начать разборку авиалайнеров на металлолом вызвала возмущение российских граждан.
Общественной организации "Клуб Героев города Жуковского" удалось сделать первый шаг на пути к спасению уникальных машин: администрацией г. Жуковского при поддержке руководства Московской области совместно с руководителями авиапредприятий принято решение об увековечении гордости нашей страны - самолета Ту-144.
Но успокаиваться рано. Вопрос о финансировании проекта спасения не решен. Самолеты по-прежнему стоят на неохраняемой стоянке аэродрома и находятся в собственности фирмы, специализирующейся на утилизации авиатехники.
Мы - летчики-испытатели, штурманы, инженеры. И в поиске инвесторов, менеджеров проекта нам нужна помощь общественности и специалистов. Но мы знаем свои самолеты, а самолеты помнят нас. При поддержке народа, наших товарищей и коллег-авиаторов мы поднимем легендарный Ту-144 на пьедестал в состоянии вечной предполетной готовности.
Конструктор А.Н.Туполев говорил, что хорошо летать могут только красивые самолеты. Русский красавец - рекордсмен сверхзвуковых скоростей, пассажирский суперлайнер Ту-144 - заслужил право ветерана красиво стоять на почетной стоянке.
Дорогие сограждане, друзья! Чувство единого экипажа делает народ великим. Потрудимся вместе во славу Родины, сохраним частицу национального достояния для истории и потомков.

Летчики-испытатели, штурманы и пилоты самолета Ту-144: Герои Советского Союза, заслуженные летчики испытатели 3.В.Елян, С.Т.Aгапов, И.К.Ведерников, И.П.Волк - летчик-космонавт СССР, Герой России, заслуженный штyрман-испытатель, Председатель правления "Клуба Героев" Г.Г.Ирейкин, орденоносцы - заслуженные летчики-испытатели В.И.Крыжановский, В.Д.Попов, заслуженные пилоты гражданской авиации, участники пассажирских перевозок на Ту-144 А.А.Ларин, Б.Ф.Кузнецов.

Консолидация средств для финансирования проекта спасения и увековечения самолета Ту-144 возложена на общественную благотворительную организацию "Клуб Героев г. Жуковского".
Сообщаем ее адрес и реквизиты:

140182, Московская область, г. Жуковский, ул. Фрунзе, дом 23.
ИНН 5013048055, КПП 501301001, р/c 40703810080010002818 в КБ "Московский капитал", г. Москва, к/с 30101810800000000782, БИК 04452782, ИНН 7712031072. Назначение платежа: благотворительное пожертвование.
Тел./факс: (495) 556 53 94. E-mail: hclub@testpilots.ru


Глава администрации города Жуковского Бобовников Александр Петрович: "На сегодня в Правительстве России находятся документы по присвоению городу Жуковского статуса "Наукоград", который позволил бы поднять престиж авиационной промышленности. В городе расположены два государственных научных центра, это ЦАГИ и ЛИИ. Сегодня мы выступаем инициаторами создания особой экономической и науко-внедренческой зоны на территории города Жуковского и сегодня для этого есть все основания... Проект увековечения самолёта Ту-144 это составляющая часть процесса по возврату к славным авиационным традициям, которые были в Советском союзе, и возрождению их в Российской Федерации. Этот проект достаточно финансовоёмкий. По нашим скромным подсчётам, чтобы сделать всё достойно и красиво, потребуется не менее 50 млн. рублей. Естественно, при всех сегодняшних проблемах нам трудно самостоятельно поднять такой проект, поэтому мы и хотим привлечь внимание федеральных агентств и предприятий авиационной и оборонной промышленности".




Вот результаты работы утилизаторов, пойманных за руку в момент начала распиливания самолёта.

Здесь уместно бы вспомнить какие средства были аккумулированы страной и народом на создание этой машины. На аналогичную программу "Конкорд" в 1970 г. выделялось 800 млн. фунтов стерлингов. СССР в свой проект вложил еще больше. Стоимость одного самолета Ту-144 в 1973 г. составляла 25 млн. полновесных советских рублей.


Депутат Государственно Думы Виктор Александрович Семёнов: "В начале года поступило сообщение о том, что последний действующий образец самолёта Ту-144 распиливается на металлолом. Ко мне обратилась группа Героев с тем, чтобы я эту боль довёл до губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова. Я позвонил в приёмную губернатора и мне сказали чтобы срочно я привёз письмо. В этот же вечер Борис Всеволодович написал: "Памятнику быть!!!". С этого момента началась серьёзная работа. Были остановлены работы по превращению этого произведения технической, авиационной мысли в металлолом.... Возможно, этот самолёт больше никогда не поднимется в небо, но он может быть образцом для будущих курсантов и для будущих учёных. Этот самолёт перешагнул время, он опередил своё время на несколько десятилетий... Поэтому сегодня подписаны договора на выкуп этого самолёта, открыт счёт в фонде Героев и начат сбор средств".




С 2000 года самолётом Ту-144 восхищаются туристы в немецком городке 3инсхайн. Наш "Ту" в паре с "Конкордом" вершит свой полёт над крышей крупнейшего автотехнического центра Европы. Самолеты видны на расстоянии 30 километров с любого автобана. Ту-144 профессионалы сравнивают с восьмым чудом света. Для г. Жуковского он то же, что Эйфелева башня для Парижа, а для России - это национальное достояние.

При создании суперлайнера были впервые решены сложнейшие конструкторские, инженерные и технологические задачи. Если боевые машины переходят на "сверхзвук" только на подлете к цели, то мирный Ty-144 научился держать две сверхзвуковые скорости в крейсерском полете. Авиалайнер совершил сотни успешных полетов, обслуживал пассажирскую авиалинию Москва - Алма-Ата и его мировые рекорды не побиты до сих пор. Этот самолет строила вся страна. Были найдены, разработаны технологии производства уникальных материалов, которые затем с успехом были применены в космонавтике. Новейшие технологии были использованы при создании сверхзвукового бомбардировщика Ty-160, многоразового космического корабля "Буран", многих пассажирских самолетов. Ту-144 это вершина, которую достигла наша отечественная авиапромышленность.

На борту авианесущего крейсера "Минск" создан музеё авиации советского военно-морского флота. В месяц его посещают более ста тысяч человек. Вложенные в проект 25 млн. долл. инвестиций окупились за два с половиной года. Но не у потомков его создателей вызывает гордость этот красавец корабль. Крейсер пришвартован к берегу Китая и принадлежит теперь ему. А ведь крейсер "Минск" тоже был продан российскими варварами на металлолом.




Председатель правления Ассоциации лётчиков-испытателей г. Жуковского и Общественной благотворительной организации Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации "Клуб Героев города Жуковского", Герой России Ирейкин Геннадий Григорьевич: "Мы планируем осуществить всю программу по Ту-144 в 5 этапов: 1) приобретение самолёта в собственность 2) его ремонт 3) разработка проекта памятника, в том числе и выбор места установки 4) строительно-монтажные работы 5) последующая техническая и выставочная эксплуатация. Мы рассматриваем этот проект как важнейший локомотив возрождения авиации России".

Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Игорь Петрович Волк: "31 декабря 1967 года я совершенно не думал, что сегодня буду сидеть в этом зале. В тот предновогодний день произошло это событие (первый полёт Ту-144). Эдуард Ваганович эту машину поднял, а я и кинооператор на МиГ-21 его сопровождали и снимали весь этот полёт, так первые снимки появились в прессе. А когда закончился полёт, я удостоился чести выпить с Туполевым 150 грамм водки. В 1986 году Рейган пригласил меня с супругой на открытие "Игр доброй воли" в США. Мы стояли на трибуне и мимо нас пролетали наши самолёты МиГ-15 и МиГ-19, которые у нас в СССР уже не летали. Мне это запало в душу, и как только я оттуда вернулся, обратился с идеей сохранения наших самолётов к главкому ВВС, но тот меня не поддержал... Я сторонник того, чтобы этот самолёт был доведён до лётной годности, чтобы его поставили на пьедестал и он мог бы от туда выходить, потому, что развитие сверхзвуковой и гиперзвуковой пассажирской авиации неизбежно. Сегодня мы находимся на пороге либо возрождения нашей авиационной промышленности, либо её исчезновения".





Вехи истории:

19 сентября 1962 г. - начало проработки проекта СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) в ОКБ А.Н. Туполева.
Июль-октябрь 1967 г. - передача в опытное производство завода конструкторской документации на постройку самолета Ту-144.
18 апреля 1968 г. - первый полет самолета-аналога МиГ-21И (уменьшенная копия Ту-144).
31 декабря 1968 г. - первый полет самолета Ту-144 ("Конкорд" совершил первый полет 3 марта 1969 г.).
15 июля 1970 г. - достижение максимальной скорости полета 2443 км/час (число М=2,35).
23-25 мая 1971 г. - первый зарубежный полет самолета Tу-144 в Прагу.
25 мая - 8 июня 1971 г. - демонстрация самолета Ту-144 на международном авиационном салоне в Ле Бурже.
5 июня 1971 г. - демонстрационный полет Ту-144 на авиационном салоне в Ле Бурже.
13-17 июня 1971 г. - полет Ту-144 в Берлин, демонстрация самолета в аэропорту "ШенеФельд".
17 июня 1971 г. - при перелете Берлин-Москва самолет совершил вынужденную посадку в Варшаве (нарушение герметичности топливной системы).
6-14 сентября 1971 г. - впервые выполнен полет на сверхзвуковой скорости по маршруту Москва - София - Москва (время полета 1 час 19 мин. и 1 час 11 мин., соответственно).
19 апреля - 1 мая 1972 г. - полет в Ганновер, демонстрация самолета на авиасалоне.
20 сентября 1972 г. - полет серийного самолета (бортовой ╧ 77102) с представителями СМИ на борту по маршруту Москва - Тaшкент - Москва на сверхзвуковой скорости.
23 мая 1973 г. - полет в Ле Бурже на ХХХ авиасалон.
3 июня 1973 г. - второй демонстрационный полет самолета в Ле Бурже, закончившийся катастрофой. Временная остановка летных испытаний.
26 ноября 1973 г. - решение МАП о возобновлении испытаний.
С 4 сентября 1974 г. по 4 марта 1975 г. - совершены полеты по маршрутам: Москва -Киев-Москва, в аэропорт Борисполь, Москва - Баку, Баку - Тaшкент - Баку, Баку - Москва, Mocква - Тaшкент - Москва.
7 апреля 1975 г. - утверждено решение МГА "О порядке внедрения на линиях МГА самолета Ту-144 с двигателями НК-144".
28 мая - 9 июня 1975 г. - полет в Париж для участия в ХХХI авиасалоне в Ле Бурже.
1975 - 1977 гг. - полеты серийных образцов самолетов, предназначенных для пассажирских перевозок.
1 ноября 1977 г. - первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту по трассе Москва - Алма-Ата.
27 апреля 1978 г. - первый полет улучшенного варианта самолета Ty-144 с двигателями "РД"



Командир первого экипажа Ту-144, Герой Cоветского Cоюза, Эдуард Ваганович Елян: "Один американский учёный сказал: "Россия должна быть или великой страной, или её вообще не должно быть". Необходимо чтобы Ту-144 был установлен в действующем музейно-выставочном комплексе, но важно чтобы он действовал и как тренажёр".

В биографии этого легендарного лётчика были и трагические эпизоды. В 1978 году, во время испытательного полёта произошло возгорание двигателя. Елян посадил машину на грунт не выпуская шасси, при этом погибли 2 члена экипажа.




Первый бортинженер ЛИДБ Туполева Юрий Трофимович Селивёрстов на своём рабочем месте.
Юрий Трофимович летал на всех 14 построенных Ту-144.


Начало конца:

23 мая 1978 г. - катастрофа самолета с бортовым ╧ 77111.
30 мая 1978 г. - временная остановка эксплуатации пассажирских самолетов, оказавшаяся окончательной.
1978-1979 гг. - проведение заводского этапа летных и сертификационных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями "РД".
31 августа 1980 г. - во время испытательного полета произошла авария двигателя на самолете Ту-144Д ╧ 08-1. Экипаж благополучно совершил посадку на аэродроме ВВС в г.Энгельс.
13 апреля 1981 г. - полет самолета Ту-144Д, бортовой ╧ 77114.
Июль - ноябрь 1981 г. - выполнена "Программа совмeстныx Государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями "РД".
12 ноября 1981 г. - разрушение на стенде РКБМ двигателя "РД" при проведении контрольных испытаний. Временная остановка полетов самолетов.
1 июля 1983 г. - постановление об использовании изготовленных самолетов Ту-144 в качестве летающих лабораторий.
13 июля 1983 г. - на самолете "101" (Ту-144, бортовой ╧ 77114) установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту 1000 км. с грузом 30 000 кг. Достигнута средняя скорость - 2031,5 км/ч.
20 июля 1983 г. - установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту 2000 км. При средней скорости 2012,2 км/ч достигнута высота 18200 м с грузом 30 000 кг.
4 октября 1984 г. - первый полет самолета Ту-144Д ╧ 09-1, бортовой номер 77115, последнего серийно изготовленного самолета Ту-144.
1985 - 1996 гг. - на самолете Ty-144, бортовой ╧ 77114 выполнялись тренировочные полеты летчиков-испытателей ЛИИ по программе подготовки к полетам на ВКС "Буран".
1987 - 1998 гг. - полеты самолетов в комплектации Ту-144Д ╧ 08-2 и Ту-144ЛЛ (летающая лаборатория) в интересах института медико-биологических проблем, АН СССР и по контракту с НАСА в интересах создания СПС 2-го поколения.
11 февраля 1998 г. - завершение программы летных экспериментов на летающей лаборатории Ту-144 ЛЛ.╧ 08-2.


"В апреле месяце мы собрались в составе более чем 20 героев СССР и Героев Российской Федерации и написали обращение к Президенту России", - говорит Заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации, депутат областной думы Александр Юрьевич Гарнаев, - "К чести Президента, мы получили тут же обратный отклик в виде конкретной рассылки, в том числе в московскую и областную думу. Незамедлительно мной было инициировано, а на прошлом заседании думы принято решение о преодолении существующих препятствий и присвоении статуса "Наукоград" городу Жуковский. Надеюсь, правительство Российской Федерации услышит нас наконец и примет соответствующее решение".




Слева от 144-го стоит Ту-334, а справа - "обездвиженный" Ту 204. Так и стоят три красивые туполевские птицы, такие разные, но такие во многом одинаково нереализованные проекты. В стороне от своих собратьев, там же на территории ЛИИ, одиноко в поле стоит Ту-144 бортовой ╧ 77114. В середине девяностых этот самолёт выполнил 27 полётов в качестве летающей лаборатории по программе Боинга. Последний полёт состоялся 14 апреля 1999 г. К сожалению, сегодня он в значительно худшем состоянии чем его младший брат 115-й, и в отличие от последнего, шансов ещё когда-нибудь подняться в небо у него уже нет.

Программа Ту-144ЛЛ

Июнь 1991 г. - на встрече в Париже руководители фирмы Рокуэлл (США) и ОКБ Туполева подписали протокол о намерении совместной работы на базе самолета Ту-144.
Сентябрь 1992 г. - по инициативе руководителя Центра имени Драйдена Л. Уильяма начата оценка летных данных Ту-144.
Апрель 1993 г. - утверждение совместной программы работ по сверхзвуковым самолетам между США и Россией.
Май 1993 г. - решение Центра Драйдена по составу участников команды для оценки возможностей самолета Ту-144.
Июнь 1993 г. - встреча Черномырдин - Гор (решение о начале совместных авиационно-космических разработок между Россией и США).
Октябрь 1993 г. - рабочая встреча американской и российской команд, ознакомление с самолетом Ту-144.
Декабрь 1993 г. - встреча руководителей ОКБ Туполева, НАСА, Боинга, фирмы Рокуэлл. Принятие решения о запуске программы.
Июнь 1994 г. - встреча Черномырдин-Гор. Включение темы в план особо важных работ.
Июнь 1994 г. - визит руководства ОКБ Туполева в НАСА, Боинг. Подписание соглашения по Ту-144ЛЛ в Вашингтоне между ОКБ Туполева (Россия), НАСА, Боинг, Рокуэлл, МакДоннел-Дуглас, Дженерал Электрик, Пратт Уитни (США) и ВР (Великобритания).
Июнь 1994 г. - подписание контракта по Ту-144 в г. Москве.
1998 г. - Завершение работ по контракту.



Ту-144ЛЛ бортовой ╧ 77114


Для многих жителей Жуковского Ту-144 это родное детище. Это из-за него не спалось ночами и бредилось крыльями, расчетами, испытаниями. Настанет день, когда ветераны-авиаторы, их дети и внуки смогут подойти, погладить крутой бок самолета и сказать: "Здравствуй, наша крылатая гордость, мы тебя сохранили!"


Фотографии автора









Новости






Архив:

Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
    

 

 

 

 

 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer