Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Специальные репортажи

ЦАГИ - без десяти сто
Алексей Кондратов, Екатерина Соболь, AVIA.RU
28 ноября 2008 года


 

1 декабря 2008 года Центральному Аэрогидродинамическому Институту (ЦАГИ) исполняется 90 лет. "Именно с момента его открытия, - уверен генеральный директор Института, Сергей Чернышев, - можно говорить о начале всей авиационной отрасли нашей страны. Благодаря ЦАГИ авиастроение вошло список в наиболее приоритетных задач государства и перестало быть просто увлечением горстки энтузиастов".
 

Нажмите для увеличения
Сергей Чернышев, генеральный директор ЦАГИ
 

Нажмите для увеличения
В Музее ЦАГИ
 

Центральный аэрогидродинамический институт - прочный фундамент для возрождения всей авиационной отрасли, аналог которому как в России, так и в мире найти сложно.
"И сегодня в XXI веке - говорит Сергей Чернышев, - он один из самых авторитетных в мире. Здесь успешно решаются самые сложные задачи в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета, прочности и ресурса авиационных конструкций".
 

Нажмите для увеличения
 

По истории ЦАГИ можно изучать историю России. Идея строительства института принадлежит Николаю Жуковскому. В 1918 году он обратился к властям с предложением по созданию в Советской России комплексного научного центра в области авиации. Правда, открыли его только после смерти ученого - в 1921 году. В рекордные сроки были построены уникальные объекты.
 

Нажмите для увеличения
Аэродинамическая труба Т101 построена в 1939 году
 

К примеру, один из самых монументальных комплексов - аэродинамическая труба Т101, крупнейшая в Европе (аналогичный комплекс появился в США лишь в 1956 году), был запущен в эксплуатацию всего за четыре года в 1939 году.
 

Нажмите для увеличения
Размеры Т101 впечатляют
 

В войну институт, благодаря исследованиям и испытаниям, помогал авиационным КБ в создании новых, необходимых фронту самолетов, благодаря чему были спасены тысячи жизней летчиков. Итогом широкого развертывания фундаментальных и прикладных исследований ЦАГИ совместно с ОКБ в послевоенные годы стало появление таких легендарных самолётов как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б, Ту-16. Кстати, трофейные немецкие самолеты, здесь тоже проверялись на прочность.
 

Нажмите для увеличения
Уникальный стенд для тестирования современных планирующих парашютов, установленный в аэродинамической трубе непрерывного действия Т-101
 

После войны при непосредственном участии ЦАГИ создавались не только летательные аппараты, но и ракетная техника. Космические челноки, например "Буран", тоже прошли испытания в его лабораториях. В конце 60-х развернулись работы по созданию фронтовых истребителей нового поколения МиГ-29 и Су-27. Важный вклад внесли специалисты ЦАГИ в создание пассажирских и транспортных самолетов, в том числе и нового поколения - Ил-96, Ту-204, Ан-124.
 

Нажмите для увеличения
Трансзвуковая труба Т-128 с рабочей частью размером 2,75x2,75 м
 

Нажмите для увеличения
 

ЦАГИ стал колыбелью целого ряда научных институтов, которые и сегодня являются становым хребтом российской авиационной науки: 1930 - Центральный институт авиационного моторостроения им Л.И Баранова (ЦИАМ), 1931 - Всесоюзный институт гидромашиностроения (ВИГМ), Центральный ветроэнергетический институт (ЦВЭИ), 1932 - Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), 1936 - авиационный научно- технический комплекс (АНТК) им. А.Н. Туполева, 1941 - Летно-исследовательский институт им. Громова (ЛИИ), 1946 - Государственный Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА), 1987 - Научно-исследовательский центр автоматизированных систем конструирования (НИЦ АСК).
 

Нажмите для увеличения
Статические испытания реального самолета SSJ-100 с серийным номером 95002: 2/3 пути уже позади
 

Сегодня ЦАГИ активно участвует в возрождении российского самолетостроения. Недавно завершились сертификационные испытания Ту-334. Самолет совершил 50 полетов, начало пассажирских перевозок с его использованием запланировано на 2010 год. Здесь же проходит испытания и SSJ-100, 2/3 пути уже позади. Скоро лайнер начнет ресурсные испытания в Новосибирске.
 

Нажмите для увеличения
Несмотря на ряд замечаний к SSJ-100, "жирных" минусов в конструкции не было
 

На вопрос, почему начало его поставок авиакомпаниям перенесено на 2009 год, Александр Дзюба, начальник отдела статической и тепловой прочности отвечает, что в этом нет ничего необычного. "Несмотря на ряд замечаний к SSJ-100, "жирных" минусов в конструкции не было. На первом этапе, - говорит он, - мы с "Сухим" дорабатывали некоторые детали. Но это стандартный процесс для любого самолета".
 

Нажмите для увеличения
В ходе экспериментов используются специальные нагружающие устройства: рычажные системы, более 100 гидроцилиндров с независимым автоматизированным управлением.
 

Его коллега Александр Чевагин добавляет, что "ЦАГИ первым заявил о ряде недостатков модели. Но самолетостроение это, как спорт. Здесь нельзя останавливаться, поэтому любое движение и развитие можно только поприветствовать. А негатив, который сейчас выливается на страницы прессы скорее политика, чем реальное положение вещей".
 

Нажмите для увеличения
Во время испытаний каждый элемент самолета подвергают максимальной нагрузке, при которой может произойти разрушение.
 

Испытывается здесь и иностранная техника, в том числе и новейший, в конструкцию которого заложены все самые прогрессивные достижения мирового авиастроения, самолёт Boeing 787 Dreamliner. Сертификационная работа проводится и с другими конструкциями, которые должны обладать определенными аэрогидродинамическими характеристиками. В частности, здесь же испытывали модель моста под Сургутом. Заключен договор по испытанию подвижных составов РЖД. В планах института и сертификационная работа по новому российскому лайнеру - проект МС-21.
 

Нажмите для увеличения
Для исследования напряженного состояния в элементах конструкции самолёта установлены 6500 тензодатчиков.
 

ЦАГИ задействован сегодня в пятнадцати активных программах. Например, в "Федеральной целевой программе по развитию авиационной техники". Институт выиграл тендер на участие в этом проекте, благодаря чему получил ежегодное финансирование - 1,5 млрд. рублей в год.
 

Нажмите для увеличения
Именно в аэродинамической трубе Т101 проходила испытания на прочность модель Живописного моста, построенного в Москве
 

Пережив непростое время (персонал ЦАГИ за полтора десятилетия безвременья сократился в пять раз) институту все же удалось сохранить основной костяк специалистов. Сегодня в ЦАГИ работают 3700 сотрудников. Благодаря повышению зарплат (средняя з/п 26-28 тыс. в месяц) привлекаются и молодые кадры. По данным Сергея Чернышева, их приходит в ЦАГИ 35-40 человек в год.
 

Нажмите для увеличения
Эта модель самолета SSJ-100 проходила испытания в трансзвуковой трубе Т-128
 

ЦАГИ участвует и в ряде фьючерсных проектов. Немалые средства будут выделяться на строительство Национального Центра Авиастроения (НЦА), который создается, в том числе, и на базе института. Государством планируется выделение на эти нужды около 12,5 млрд. рублей в течение трех лет. По мнению Сергея Чернышева - синергетический эффект от создания этого центра будет велик.
 

Нажмите для увеличения
Тематическая модель "Ритм" использовалась для проработки вариантов аэродинамических компоновок маневренных самолетов
 

Непосредственное участие ЦАГИ будет принимать и в создании нового выставочного комплекса на базе "МАКСа". Благодаря институту, по замечанию главы городского округа Жуковский Александра Бобовникова, авиасалон приобрел огромную популярность и поднялся на высочайший уровень. К 2010 году запланировано строительство новой подъездной дороги к национальному выставочному комплексу. А с 2012 экспозиция МАКСа приобретет статус постоянной.
 

Нажмите для увеличения
Руководитель г. Жуковский Александр Бобовников, генеральный директор ЦАГИ Сергей Чернышев и заместитель директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга Валерий Воскобойников отвечают на вопросы журналистов.
 

Руководством института и городскими властями ведется работа и по улучшению уровня жизни граждан Жуковского и сотрудников ЦАГИ. Так на недавно присоединенных землях к городскому округу планируется строительство жилого комплекса. Предполагается, что жилье будет выделяться молодым кадрам, персоналу, научным сотрудникам, которые должны будут прибыть сюда для создания НЦА.
"Мы должны приложить все усилия, - резюмирует Сергей Чернышев, - чтобы не отдать, те позиции, которые были завоеваны нами ранее. Россия уникальная страна с сильнейшим потенциалом в области самолетостроения".
 


"Невозможно переоценить вклад Центрального Аэрогидродинамического Института в становление и развитие российской авиации, укрепление обороноспособности страны, развитие военной и гражданской авиационной промышленности, прославление России как великой авиационной державы. И рекордные перелёты 30-х годов, и победы над полями сражений в 40-е, и покорение сверхзвука в послевоенные годы, все эти достижения были бы невозможны без самоотверженного труда специалистов ЦАГИ. И сегодня мы с оптимизмом смотрим в будущее отечественной авиации, и в первую очередь потому, что Россия обладает уникальной научной базой, неотъемлемым сегментом которой является ЦАГИ".
 

Главный редактор AVIA.RU
Роман Гусаров

 

 










Новости






Архив:

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer